Опыт использования тампона Merocel

Носовое кровотечение, ведение больных после операций в полости носа, после репозиции костей носа, после пластических вмешательств - это перечень показаний к тампонаде носа. При этом, несмотря на длительную историю, «идеального» тампона пока не найдено.

Носовые кровотечения является одной из наиболее частых причин госпитализации больных в ЛОР и терапевтические стационары (С.Н.Миронов, В.С.Кузнецов, 1995). Частота этой патологии среди госпитализированных больных составляет от 4 до 14% (Н.В.Бойко с соав.,1997, 2000). Еще выше их составляющая среди больных с экстренной патологией (В.Т.Пальчун с соавт.,1998).

При поступлении больных в стационар и продолжающемся кровотечении из носа обычно производится тампонада. Следует иметь ввиду, что носовое кровотечение может иметь как местные причины (возникающие вследствие патологии носа и придаточных пазух), так и общие (гипертонический криз, заболевания крови, сосудов, печени и т.д.). В связи с этим чрезвычайно важным остается вопрос о выборе тактики и методов лечения носового кровотечения. И если общие причины, приводящие к кровотечению, выясняются и корригируются совместно с терапевтами, гематологами и т.д., то диагностика и лечение местных патологических факторов относятся к компетенции оториноларингологов.

Наиболее часто для остановки кровотечения используют различные варианты тампонады (марлевыми, с различными пропитками, вводно-наливные, гидрогелевые, резиновые и т.д.). Однако, учитывая недостатки тампонады, а также склонность к рецидивированию заболевания, предлагаются и альтернативные варианты лечения. Так, применяются гемостатическаие губки, химическое, лазерное, радиоволновое воздействие (Б.Л.Французов, С.Б.Французова, 1988; Р.Р.Мачулайтис, 1994; М.В.Гунчиков с соавт,1998; А.Г.Волков с соавт.,2000).

Из последних предложений обращает на себя внимание использование тахокомба, который состоит из коллагеновой пластины, покрытой фибриногеном, тромбином и апротинином. Нам импонирует также «ступенчатый подход» в лечении привычных кровотечений (Н.В.Бойко, 1999), при котором первым этапом выполняется воздействие на кровоточащий участок с целью остановки кровотечения, а вторым, или параллельным, предупреждение его рецидивов.

Под нашим наблюдением находилось 26 больных с привычными кровотечениями из передних отделов носовой перегородки. В исследование мы не брали больных с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией и с заболеваниями крови, печени, почек. При поступлении больных в стационар мы первым этапом проводили осмотр с использованием стандартных методов, останавливали активное кровотечение при помощи латексного наливного тампона, затем исследовали показатели крови и гемодинамики и консультировали пациента с терапевтом. По истечению 2 – 4 часов мы осторожно убирали тампон, коагулировали причинный участок слизистой оболочки при помощи радиоволны, а затем прикрывали его пластиной тахокомба.

Контрольный осмотр осуществляли через 24 – 48 часов, а затем через 6 и 10 дней. Отдаленные результаты оценивали через 1 год. Предварительные оценки метода лечения показали его эффективность. В течение первых 10 дней кровотечение рецидивировало только у одного пациента. В процессе годового наблюдения выявлено 2 больных с незначительными однократными кровотечениями.

Таким образом, предложенный нами вариант лечения привычного носового кровотечения, достаточно эффективен и может быть рекомендован в повседневной практике оториноларинголога.