История развития эндоскопии

Выделяют четыре основных периода развития эндоскопии:

1. Ригидный 1795 - 1932
2. Полугибкий 1932 - 1958
3. Волоконно-оптический 1958 - 1981
4. Электронный 1981 - по настоящее время

1. Ригидный период.

Начало первого этапа следует отнести к концу 1795 г., когда были предприняты первые, достаточно опасные попытки эндоскопических исследований. В 1806 г. Philip Bozzini (1773-1809) сконструировал аппарат для исследования прямой кишки и матки, используя в качестве источника света свечу. Этот инструмент был назван "LICHTLEITER", а Bozzini считается изобретателем первого эндоскопа.

Однако, сконструированный им аппарат не нашел практического применения и никогда не использовался для исследования на людях. В то время не понимали значения этого изобретения, а сам изобретатель был наказан медицинским факультетом города Вены за "любопытство".

В 1826г. H. L. Segales сообщил о применении усовершенствованного аппарата, сконструированного Bozzini.

Французский хирург Antoine Jean Desormeaux, считающийся "отцом эндоскопии", в 1853 г. применил для освещения во время эндоскопического исследования спиртовую лампу, что позволило осуществлять более детальный осмотр. Инструмент совмещал в себе систему зеркал и линз и использовался, главным образом, для осмотра урогенитального тракта. Главными осложнениями при таких исследованиях были ожоги.

A. Kussmaul в 1868 г. ввел в практику методику гастроскопии с помощью металлической трубки с гибким обтуратором. Вначале в желудок вводился гибкий проводник (обтуратор), а по нему металлическая полая трубка. Введение такой трубки было возможно при условии, что верхние зубы находились на одной прямой с осью пищевода. В дальнейшем принцип Куссмауля был положен в основу всех методик с использованием жестких и полужестких гастроскопов.

В том же году L. Bevan разработал жесткий эзофагоскоп, который был предназначен для извлечения инородных тел и осмотра опухолей пищевода и имел длину 10 см. В 1870 г. L. Waldenburg предложил конструкцию эзофагоскопа, представляющего собой коническую трубку с диаметром проксимального конца 5 см, а дистального - 1 см. Им же была создана модификация эзофагоскопа в виде двух трубок, входящих одна в другую. Этот аппарат позволял осматривать пищевод на глубину до 12 см.

Впервые исследование пищевода по всей длине произвел P. Stoerk (1881).

Важной вехой в развитии гастроскопии была работа J. Mikulicz (1881). На основании тщательных анатомических исследований автор разработал конструкцию аппарата, изогнутого в дистальной трети под углом 30°. Его идея была в то время трудно осуществима технически, однако этот принцип был использован при дальнейшей разработке аппаратов для осмотра желудка. Эту работу расценивают как одно из самых важных теоретических обоснований метода.

В дальнейшем жесткие эзофагоскопы и гастроскопы совершенствовались. Совершенствовалась и методика исследований. Т. Rosenheim (1896) впервые применил местную анестезию кокаином. G. Kelling (1898) изобрел управляемый гастроскоп, F. Lange и D. Meltzing (1898) - гастрокамеру для фотографирования желудка без визуального осмотра.

В конце XIX столетия, когда была изобретена лампа Эдисона, при эндоскопии начали применять миниатюрные электрические лампочки. J. P. Turtle (1902) впервые использовал такую лампу при ректоскопии, а Т. Rosenheim (1906) - при гастроскопии. Сконструированный W. Brunnings (1907) эзофагоскоп с электрическим освещением (электроскоп) применялся в практике до 70-х годов XX столетия.
Несмотря на совершенствование аппаратуры, гастроскопия жесткими эндоскопами не находила широкого применения из-за сложности методики, значительного риска осложнений и недостаточной информативности. Однако многие исследователи внесли свой вклад в развитие этого метода в 1922-1935 гг. Был опубликован ряд обзоров и учебников по гастроскопии [Montier F., Schindler R., 1923; Henning N., 1932; Montier N., 1935, и др.].

2. Полугибкий период.

Наибольший вклад в развитие гастроскопии в этот период сделал R. Schindler (1932), который описал эндоскопическую картину слизистой оболочки желудка при ряде заболеваний, а также разработал конструкцию полугибкого линзового гастроскопа. Этот аппарат в различных модификациях широко использовался в 1932-1958 гг. и ознаменовал собой начало нового этапа в развитии эндоскопических методов исследования желудка. Гастроскоп Шиндлера представлял собой трубку o длиной 78 см, его гибкая часть имела 24 см в длину, 12 мм в диаметре и содержала большое число короткофокусных линз, обеспечивающих возможность осмотра. Этот инструмент позволял детально обследовать 4/5 или 7/8 слизистой оболочки желудка, однако большинству исследований сопутствовал довольно выраженный дискомфорт, что ограничивало применение гастроскопии. Тем не менее, благодаря энтузиазму и настойчивости автору удалось достаточно широко внедрить методику в клиническую практику. R. Schindler по праву можно считать "отцом гастроскопии".
В последующие годы были предложены многие модификации полугибких гастроскопов. Две модели гастроскопа N. Henning (1939, 1948) отличались меньшей толщиной гибкой части (7,5 мм), поэтому обследование с их помощью легче переносилось больными. Н. Taylor (1941) сконструировал гастроскоп с изгибаемой дистальной частью, которая при управлении позволяла осматривать часть "слепых" зон желудка. Вскоре была разработана модель гастроскопа "Edel-Palmer" с управляемым в одной плоскости дистальным концом. Этот аппарат был тоньше, чем аппарат "Wolf-Schindler", и длительное время оставался самым распространенным типом гастроскопа. Дальнейшее усовершенствование полугибких эндоскопов шло по пути улучшения их оптических свойств и разработки принципов биопсии через гастроскоп. В 1948 г. Е. В. Benedict создал операционный гастроскоп, имеющий биопсийный канал и позволяющий производить манипуляции внутри желудка. В эти же годы врачи и исследователи вновь вернулись к проблеме фотодокументации. Первые успешные опыты с внутрижелудочной фотографией были проведены T.Uji (1950). В 1958 г. S. Tasaka и S. Achizawa представили фотографии, выполненные с помощью гастрокамер; последние получили большое распространение в Японии и практически конкурировали с гастроскопами.

3. Волоконно-оптический период.

Третий этап в гастроинтестинальной эндоскопии начался после публикации [Hirschowitz В. I. et al., 1958] работ, посвященных практическому применению гибкого фиброгастроскопа, хотя идея передачи света по гибким стеклянным волокнам была предложена уже в 1927 году, а когерентный оптический пучок был предложен Хопкинсом в 1954 г. В создании первого фиброгастроскопа приняли участие Curtiss, Hirschowitz и Peters. Этот аппарат обладал значительно большими разрешающими возможностями по сравнению с самой совершенной моделью полугибкого эндоскопа, и исследование с его помощью легче переносилось больными. С этого времени начинается развитие современной эндоскопии, которая постоянно расширяет сферу своего применения. В настоящее время в эндоскопии желудка используются фиброгастроскопы, которые позволили значительно расширить границы осмотра, детально оценивать состояние слизистой оболочки пищевода, желудка, двенадцатиперстной и начального отдела тощей кишки, производить прицельную биопсию, запись, передавать изображение на телеэкран. Особую роль приобрела эзофагогастродуоденоскопия в связи с развитием и совершенствованием эндоскопических лечебных манипуляций.

4. Электронный период.

Нынешний электронный период начался в Bell Laboratories (AT&T), когда Boyle и Smith в 1969 году создали прибор с зарядовой связью (ПЗС), преобразующий оптические сигналы в электрические импульсы. Десять лет спустя инженерами компании Welch Allyn был создан первый электронный эндоскоп - эндоскопия вошла в век цифровых технологий. Электронная видеоэндоскопия дала возможность сразу нескольким специалистам видеть весь процесс эндоскопического исследования, увеличивать изображение и сохранять его в компьютерной базе данных. Параллельно происходит развитие ЭРХПГ, лечебной эндоскопии и эндоскопической ультрасонографии, но это уже совсем другая история.

Своеобразным было развитие методов эндоскопии толстой кишки. Одним из наиболее старых является эндоскопическое исследование ее дистальных отделов с использованием ригидных ректосигмоидоскопов. Опыт применения ректороманоскопии показал, что эндоскопическое исследование является наиболее информативным в диагностике заболеваний дистального отдела толстой кишки, однако отсутствие соответствующей аппаратуры не позволяло осматривать толстую кишку на расстоянии более 30 см от ануса.

Для расширения границ осмотра толстой кишки ригидными эндоскопами были предложены разнообразные методики, такие, как, тракционная сигмоидоскопия [Moore A. E., 1955-1957], и разработана специальная конструкция ректоскопа с баллоном [Regenbogen E., 1966]. Но ни одни из этих методов не позволил значительно увеличить пределы обследования, а тракционная сигмоидоскопия таила в себе большую опасность разрыва кишки. Диагностика заболеваний толстой кишки длительное время оставалась прерогативой рентгенологического исследования. Однако последнее было недостаточно точным в диагностике начальных форм рака и полипов толстой кишки, так как позволяло выявить лишь 50-67 % полипов в толстой кишке [Deddish М. R., Hertz R. Е., 1959; Becon H. E. et al., 1963]. Вследствие этого нередко возникала необходимость проведения колотомии и осмотра слизистой оболочки толстой кишки во время оперативного вмешательства.
Интраоперационная колоноскопия выполнялась через небольшие разрезы в стенке толстой кишки (3-5 колотомии), что давало возможность осмотреть все отделы толстой кишки [Deddisch M. R., Hertz R. E., 1955, 1959; McLanahan S., Martin R. E., 1957; Swinton N. W., 1960; Kratzer G. L., 1964; Ruiz-Moreno F., 1970, и др.]. Такая ревизия толстой кишки во время операции способствовала значительному улучшению диагностики доброкачественных и злокачественных заболеваний ее. По данным H. E. Becon и соавт. (1966), число полипов, обнаруженных при интраоперационной колоноскопии, на 33 % превысило их количество, диагностированное рентгенологически. М. R. Deddish и R. E. Hertz (1955) у 46 % больных, у которых дважды результат рентгенологического исследования толстой кишки был отрицательным, при интраоперационной колоноскопии обнаружили одиночные и множественные полипы. Несмотря на эффективность, этот метод нашел очень ограниченное применение из-за большой опасности различных осложнений (4-14 %).
Вскоре после создания первых гастрокамер в 1957 г. фирмой "Olympus" (Япония) была создана первая сигмоидокамера [Matsuna-ga F., 1970], но границы осмотра толстой кишки с ее помощью были ограничены верхней частью сигмовидной кишки. Фотографирование отделов, расположенных выше перехода нисходящей кишки в сигмовидную, удалось произвести только в 25 % наблюдений. Применение этого аппарата явилось шагом вперед при уточнении состояния толстой кишки, однако сигмоидокамеры не удовлетворяли врачей по многим причинам. Во-первых, проведение камеры (под контролем рентгеновского экрана) было очень сложным технически и сопровождалось риском повреждения кишки. Во-вторых, фотографирование боковых стенок кишки вслепую было чревато опасностью пропустить пораженный участок кишки. В-третьих, фотографирование всех отделов толстой кишки требовало большого навыка и не всегда оказывалось возможным.

Последующие модели сигмоидокамер отличались лишь некоторыми техническими усовершенствованиями. Для более быстрого и точного проведения этих аппаратов по толстой кишке были предложены различные методические приемы.
В 1963 г. был предложен метод "монорельса" - проведение сигмоидокамеры по проводнику: больной проглатывал тонкую поливинил-хлоридную трубку по методу D. N. Blankenhorn (1955), которая через 24-96 ч и достигала заднепроходного отверстия и использовалась как проводник для камеры.
В 1965 г. F. Matsunaga и соавт. разработали метод, суть которого состояла в том, что очень гибкую полиэтиленовую трубку вводили под контролем экрана в толстую кишку на глубину до 45 см от заднепроходного отверстия, а затем через нее вставляли сигмоидокамеру. Этот прием несколько расширил диагностические возможности сигмоидокамер, но из-за угрозы перфорации кишки не был использован. Методы слепого фотографирования были опасными и малорезультативными.
После создания первых фиброгастроскопов предпринимались попытки использования их для осмотра толстой кишки [Niwa H., 1960; Torsoli A. et al., 1967; Paoluzi О., 1970]. Однако гастроскопы с боковой оптикой были непригодны для визуального исследования и продвижения по толстой кишке. R. Turrel в 1963 г. предложил первый гибкий неуправляемый эндоскоп для осмотра толстой кишки. С этого времени началась разработка различных моделей фиброволоконных эндоскопов для колоноскопии.

В 1964 г. H. Watanabe и соавт. в сотрудничестве с фирмой "Machida" (Япония) разработали первую модель фиброколоноскопа, с помощью которого можно было осмотреть толстую кишку выше пределов достижимости жесткого ректосигмоидоскопа. В 1966 г. эти же авторы сообщили о создании еще четырех моделей эндоскопов, предназначенных для визуального исследования толстой кишки. Из них наиболее совершенной была модель, имеющая изгибаемый и управляемый конец. Оказалось, что визуального наблюдения недостаточно для диагностики; необходимо было обеспечить возможность получения материала для гистологического или цитологического подтверждения диагноза.

В связи с этим к 1966 г. были сформулированы следующие основные требования, предъявляемые к колоноскопам: 1) наличие обзора вперед - торцевой оптики; 2) возможность управления подвижным концом эндоскопа с целью проведения аппарата вдоль кишки и преодоления имеющихся в ней изгибов при постоянном визуальном контроле; 3) достаточная эластичность в сочетании с прочностью тела эндоскопа (он должен быть мягче, чем гастроскоп, но одновременно достаточно упругим, чтобы предохранять стекловолокно от чрезмерного перегибания); 4) возможность очищения оптического окна от кала и аспирации небольшого количества содержимого толстой кишки. Кроме того, возникла необходимость создать дополнительные детали: осветители, биопсийные щипцы, устройства для аспирации содержимого, более легкой очистки аппарата, фотокиноэндосъемки и пр. Эти требования клиницистов и в настоящее время служат предметом разработок.

В 1966 г. H. Niwa и соавт. [цит. по: Niwa H. et al., 1969] сообщили о первых результатах использования нового фиброколоноскопа. Эта модель была создана на основе фиброэзофагоскопа. Новый эндоскоп обеспечивал хороший обзор, позволял брать материал для гистологического и цитологического исследования, производить цветные и черно-белые фотографии, т.е. отвечал всем (или почти всем) требованиям, которые были предъявлены к фиброколоноскопам. В 1967 г. были выпущены первые серийные модели короткого фиброколоноскопа фирмой "АСМ" (США), а в 1968 г. - фирмой "Olympus" (Япония). Эти модели получили широкое распространение во всем мире. После этого фирмами "Olympus" и "Machida" (Япония) "АСМ" (США), "Storz", "Wolf" (ФРГ) и др. был создан ряд моделей коротких и длинных фиброколоноскопов для диагностики заболеваний толстой кишки. В последние годы разработаны и внедрены в клиническую практику различные модели колоноскопов для эндоскопических вмешательств. В Советском Союзе выпускался гибкий сигмоидоскоп, созданный во Всесоюзном научно-исследовательском институте медицинского приборостроения (ВНИИМП) Министерства медицинской промышленности СССР. Ведется разработка новых отечественных моделей манипуляционных и диагностических колоноскопов. Бурное развитие техники позволило создать аппаратуру, которая представила широкие возможности для улучшения диагностики заболеваний толстой кишки.

Методика лапароскопии также имеет историю. Внедрение этого метода в клиническую практику связано с именем русского хирурга Д. О. Отта, который в 1901 г. впервые произвел осмотр брюшной полости. Используя электрическую лампочку и лобный рефлектор, он осматривал нижний этаж брюшной полости через задний свод влагалища. С этого момента можно было говорить о внедрении в клиническую практику эндоскопического метода осмотра брюшной полости, который в своем развитии прошел несколько фаз. В 1901 г. G. Kelling сделал сообщение "Об эзофагоскопии, гастроскопии и келиоскопии". Он первый предложил вводить в брюшную полость воздух для лучшего осмотра внутренних органов. В этой публикации им был обобщен материал экспериментов на собаках и описаны 2 случая осмотра брюшной полости у людей.

В 1910 г. Н. С. Jacobaeus сообщил "о возможности применения цистоскопа для исследования серозных полостей". Пунктируя брюшную полость у больных с асцитом, он заменял выпускаемую жидкость воздухом. После введения воздуха брюшная полость осматривалась с помощью эндоскопа. Пользуясь этим способом, автор впервые выявил метастатическое поражение печени. Н. С. Jacobaeus назвал свой метод лапароскопией. В дальнейшем он обобщил полученный им материал в монографии (1912), где сформулировал показания и описал технику этого метода.
Вторая фаза в развитии лапароскопии относится к 30-м годам XX столетия и характеризуется бурным развитием техники и значительными усовершенствованиями методики лапароскопии. В 1921 г. R. Korbsch сконструировал иглу для наложения пневматоперитонеума. A. Zollikofer (1924) рекомендовал применять для пневмоперитонеума окись углерода.

R. Korbsch выпустил в свет в 1927 г. учебник по лапароскопии и торакоскопии. В эти же годы была значительно усовершенствована оптика, а именно изменено направление наблюдения, угол обзора и усилено освещение, разработаны новые оптические трубки с направлением наблюдения 90 и 180° [Henning N., 1933], сделаны первые попытки вмешательств при лапароскопии - пересечения спаек [Fervers С., 1933], коагуляции маточных труб с целью стерилизации [Bosch Р., 1934; Anderson E. Т., 1937], прицельной биопсии печени [Kalk H., 1943, 1947].

Начало третьей фазы связано с развитием стабильной оптической линзовой системы H. Hopkins (60-е годы), что значительно улучшило качество осмотра.
В последние годы освещение при лапароскопии осуществляется за счет источника света, находящегося вне тела человека - "холодного" света, проводимого через стекловолоконные световоды. Эти усовершенствования позволили уменьшить размеры оптических трубок, добиться отчетливой видимости во время осмотра, получать качественные фотографии, проецировать изображение на телеэкран и т. д.